Если у вас крыша дома покрыта старым добрым шифером, то рано или поздно вы столкнетесь с такой проблемой, как трещины. Причем такое досадное явление возникает не только по причине старения кровельного покрытия. Расколоть лист можно даже в процессе неаккуратного монтажа, например, если вы предварительно не просверлили отверстия под гвозди. Но что делать потом? Как и чем отремонтировать трещину в шифере на крыше без демонтажа листа, прямо на высоте?
На самом деле за почти 100 лет существования шифера люди научились умело его чинить в буквальном смысле подручными средствами и продлевать, таким образом, срок жизни самой крыши. Да и некоторые производители стали выпускать специальные средства для этой цели. А мы вам расскажем о самых популярных и проверенных способах привести асбестоцементное покрытие в порядок.
Почему появляются трещины
При всех замечательных достоинствах, у шифера сохраняется невысокая стойкость к механическим нагрузкам. Хотя покрытие достаточно хорошо переносит солнечный ультрафиолет и повышенную влагу, их длительное воздействие ослабляет исходную прочность. Со временем структура материала становится более уязвимой, и при резких перепадах температур или при падении веток в листах возникают продольные или поперечные трещины. Сказывается и ветровая нагрузка, давление зимних пластов снега, отчего прочный гребень волны начинает проседать, обнажая шляпки гвоздей. Если не заделать появившиеся дефекты, то они будут постепенно расширяться.
Конечно, лучше полностью заменить повреждённое покрытие. Но если такой возможности нет, то мелкий ремонт становится единственным способом устранения протечек и защиты строения от разрушающей влаги.
Это интересно: Бикрост ТПП — технические характеристики кровельного материала
Уход продлевает жизнь кровли
Помимо знания самого процесса ремонта шиферной кровли, нужно понимать, как не довести крышу до плачевного состояния. Даже неаккуратное передвижение по крыше при чистке трубы и ремонтных работах может привести к появлению новых трещин под весом мастера. Поэтому на покрытие необходимо уложить специальные деревянные настилы так, чтобы поперечные рейки, скрепляющие доски снизу, расположились в углубление волны шифера. Это позволяет равномерно распределить нагрузку по всей площади покрытия. На крутых скатах крыши для работ должна быть лестница-трап, имеющая длину, равную полному скату крыши, с зацепом за конек.
Хроническая болезнь шиферных крыш – колонии мхов и лишайников, особенно в затененных местах. Если растительность уже захватила углубление волны, она будет задерживать ток воды, а разрастающийся мох начнет приподнимать стыки листов, открывая пути для дождевой влаги. Всякая растительность на шифере создает условия для образования новых трещин.
Простой и эффективный способ борьбы со мхами и лишайниками — регулярная окраска шероховатой поверхности шифера несколькими слоями стойкой атмосферной краски. Очистку старой кровли от зеленого ковра можно провести механическим путем, а затем обработать препаратом, который уничтожает корневую систему колонии.
Советы эксперта
Нужно хотя бы дважды в год проводить инспекцию кровельного покрытия со стороны чердачного помещения. При наличии утеплительного подкровельного слоя, трещины обнаружить сложнее, но ревизию проводить обязательно. Иначе в местах протечек вскоре появятся пятна плесени, которая перейдет на деревянные конструкции.
Приготовление
Клей готовится вдали от огня и тепла, желательно надеть респиратор, чтобы не отравиться парами бензина. Емкость для замешивания клея должна иметь широкое горлышко. В мерном стаканчике наливается 250 мл бензина (лучше брать с наивысшим октановым числом) и переливается в емкость.
Если бензин старый, то для надежности доливают растворитель, около 50 мл. Далее измельчается пенопласт и погружается в бензин, начинается бурный процесс растворения. Пенопласт добавляют до тех пор, пока жидкость не начнет густеть и приобретать серый цвет. По консистенции должно быть похоже на обойный клей. Задача в том, чтобы готовая смесь нормально держалась на кисточке.
Как герметизировать трещины
Продольные трещины, проходящие по гребню или углублению волны, можно отремонтировать гидроизоляционной самоклеяющейся бутил-каучуковой лентой, специально предназначенную для шифера. Устанавливают ее с внешней и внутренней стороны трещин или только снаружи. Если вы будете ленту устанавливать только сверху, то лучше под нее установить полоску оцинкованного листа, которому заранее придать форму волны. Тогда подвижки трещины не повлияют на целостность ленты.
Наружная сторона ленты обычно покрыта нетканым полотном, которое при желании можно окрашивать в нужный цвет. Приклеивать ленту на шифер несложно, если он хорошо очищен и обезжирен. Отрезок ленты нужной длины накладывайте на трещину с одного края, и постепенно снимайте защитную пленку с внутренней стороны материала, одновременно прижимая его к поврежденной части. Проверьте плотность сцепления ленты с кровельным материалом, чтобы не было частичного отклеивания краев.
Как отремонтировать крышу из шифера с помощью фольги?
Заплатку на крыше можно поставить легко и быстро с помощью алюминиевой фольги, которую вы можете взять даже от шоколадки. Когда поврежденный элемент демонтирован и очищен, на изнаночную сторону фольги тонким слоем наносится специально подобранный клей, который может приклеить алюминий к листу шифера. Углы произведенной заплатки следует закруглять для предотвращения загибов. Если такая заплатка необходима в месте крепежа листа к крыше, то следует, заделав это повреждение фольгой, прокрутить дырку для крепления в другой части поверхности шифера.
Теперь устанавливаем элемент обратно, не забываем, так же как и при начальной укладке, использовать резиновую прокладку под шиферный гвоздь. По окончании работы необходимо замаскировать заплатку под цвет всей поверхности крыши. Наносить краску следует при комфортной температуре в сухую погоду. Лучше всего прокрашивать место заплатки традиционным методом – валиком или кистью. Для лучшего эффекта следует сделать два подхода, причем после первого слоя отремонтированное место необходимо тщательно просушить.
Используем битумную мастику
Для ремонта продольных трещин можно использовать стекловолоконную сетку-серпянку или стеклоткань, которую лучше наклеивать с помощью битумной мастики холодного отверждения. Трещины поперечные обычно заклеивают той же сеткой-серпянкой, но иногда приходится все же полностью менять поврежденный лист. Для этого приходится снимать несколько соседних листов, чтобы вынуть поврежденный, а затем все укладывать обратно и надежно закреплять.
Трещины, обнаруженные в листах карнизного ряда покрытия, ремонтировать сложнее, поэтому чаще всего их меняют на новые. При такой замене требуется аккуратное удаление гвоздей, соединяющий карнизный и второй ряд кровли, поскольку даже целые листы старого шифера могут дать трещину при неаккуратном монтаже.
Если по карнизной линии замена листов по каким-либо причинам невозможна, то их придется снимать, а трещины проклеивать стеклосеткой на битумной мастике, накладывая материалы с верхней и нижней сторон треснувшего шифера. Затем отремонтированные листы вновь нужно установить на место. Оставлять поврежденные листы не рекомендуется — трещины и сколы будут неизбежно расширяться со временем.
Советы эксперта
Если у вас остались от других строительных работ куски наплавляемой рулонной гидроизоляции, то их вполне можно использовать при ремонте кровли. Рулонные мембраны эластичны и легко принимают изогнутую форму волны. Отрезки можно предварительно разогреть газовой горелкой или строительным феном.
Заделка трещин
Чаще повреждения кровли из шифера проявляются как трещины небольшого и среднего размера. Мелкий ремонт домовладельцы выполняют своими руками, заделывая бреши в крыше с помощью различных замазок, предотвращающих проникновение влаги. Залатать трещины можно следующими способами:
- С помощью олифы и мела. Состав своими руками изготавливают из смеси олифы и мела. Повреждения крыши заполняют приготовленной мастикой, дожидаются, пока она засохнет, а затем покрывают масляной краской. Минус этого метод в том, что олифа, нагреваясь, теряет пластичность.
- С помощью битумной смолы. Битумный вар нагревают до температуры 150 градусов и заливают щели в листах шифера. После высыхания на поверхности кровли образуется пленка, защищающая брешь от влаги. Работая своими руками, следует помнить о токсичности битумных паров и использовать средства индивидуальной защиты.
- С помощью битумного герметика. Проще всего отремонтировать крышу, изолировав трещины с помощью битумного герметика. Его выпускают в виде банок или туб. Тубы использовать удобнее, но стоят они дороже.
Заплатки на цементных растворах
Применение цементно-песчаного раствора считается наиболее простым способом заделки повреждений на листах шифера. Его можно приготовить из цемента М500 и мелкофракционного песка, замешанных в пропорции 1:2, но вполне допустимо и применение атмосферостойкого клея для фасадной плитки. В таком клее содержатся специальные добавки для хорошего сцепления с шифером, однако поверхность шиферного листа нужно предварительно увлажнить.
Этот материал можно использовать и для ремонта пробоин или широких трещин, дополнительно используя стеклосетку. Для надежности со стороны чердака к таким повреждениям нужно прижать оцинкованный лист с изгибом волны, которую можно будет убрать после полного застывания цементного раствора. Высохший цементный раствор можно покрыть грунтовкой и окрасить атмосферостойкой краской.
Чтобы следы ремонтных работ остались незаметны, можно окрасить единым цветом всю поверхность шиферного покрытия. Тогда ваша кровля прослужит вам еще много лет.
Это интересно: Деревянные двутавровые балки перекрытия своими руками
Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины
Чтобы увидеть трещину на листе шифера, нужно воспользоваться специальным телескопическим оборудованием, поскольку подобные нарушения структуры АЦЛ (асбестоцементного листа) сложно заметить невооруженным глазом. Для того чтобы понять, нужно ли ремонтировать крышу из шифера и есть ли в ней дыры/щели/трещины, необходимо провести оценку чердачного перекрытия и стропильной системы изнутри. То есть, по внешнему виду утеплителя и дерева стропил можно судить о возможных протечках в крыше. О них будут свидетельствовать:
- Влажное и подгнивающее дерево стропил;
- Пятна и плесень на утеплителе или других компонентах кровельного пирога;
- Пятна на полу чердака в определенном месте.
Если протечка выявлена, стоит определить и уровень опасности прорухи. Так, рассмотрим виды трещин:
- Если трещина расположилась в нижнем гребне шифера крыши, значит, нужна срочная реставрация кровельного покрытия. Поскольку со временем вода просто прольется на голову жильцам дома. Ведь именно в нижних гребнях кровельного волнового материала вода скапливается в максимальном количестве.
- Если проруха образовалась на верхнем гребне волны покрытия, это менее опасный вариант, но все же требующий задуматься, как проходит заделка трещин в шифере.
- И, наконец, самой неприятной с точки зрения прогноза является трещина поперечная. Здесь проруха может перекинуться на соседние волны, что приведёт к ломке всего листа покрытия. Поэтому его лучше всего заменить полностью.
Важно: начиная ремонтные работы, наденьте защитную одежду. Поскольку волокна асбеста являются токсичными для здоровья человека.
Причины образования дефектов
Начнём с рассмотрения, по каким причинам шифер выходит из строя.
- Ударные нагрузки. К сожалению, точечные удары делают в асбестоцементном материале дырки. Атмосферные осадки этот кровельный материал не повредят. Но нередко около домов растут деревья, так вот при сильном ветре ветки могут сломаться и упасть на крышу, повредив её. Это касается и брошенного камня или хождения по кровельному покрытию.
- Жизнедеятельность простейших растений: мха, лишайников. Они хорошо закрепляются на шероховатой поверхности асбестового шифера, разрушая материал, а точнее его структуру. При этом колонии растений заполняют нижние волны материала, тем самым делают заторы воды, работая как дамбы. Это во-первых дополнительная нагрузка, во-вторых, повышается вероятность появления протечек. Решается эта проблема со мхами просто – кровельный материал окрашивается специальной краской, поверхность становится гладкой, а значит, споры растений не смогут зацепиться. Если шифер не окрашен, а растительность уже начинает завоёвывать пространство, то крышу придётся чистить любым способом: механическим, гидравлическим, химическим.
- Старение строительного материала. Со временем любой материал теряет свои технические и эксплуатационные качества. И шифер здесь не исключение. К тому же негативное воздействие природных нагрузок ускоряет процесс старения. К примеру, в промышленных городах он проходит быстрее, чем в сельской местности.
- Неправильно проведённый монтаж. Процесс укладки и крепления шифера несложный, но в нем присутствует некоторые нюансы, от выполнения которых зависит качество конечного результата, а соответственно и длительность эксплуатации, плюс целостность самого материала. К примеру, для крепления нужно использовать кровельные, а не обычные гвозди, если отверстие под крепёж было высверлено с меньшим диаметром, чем диаметр крепежа, то при тепловом расширении на стыке двух материалов создаются большие напряжения. И таких нюансов немало.
Итак, разобравшись с причинами появления дефектов, переходим к тому, как обнаружить изъяны кровельного материала.
Причины нарушения герметичности шиферной кровли
Как и любой строительный материал, шиферные кровли со временем теряют свои первоначальные свойства. Их приходится полностью менять или ремонтироваться.
По каким причинам на шиферной крыше появляются протечки?
Причины протечки | Краткое описание |
Грубые ошибки во время строительства стропильной системы |
В зависимости от вида один лист шифера весит 23–35 кг, если площадь крыши 100 м2, то стропильная система должна выдерживать примерно две тонны веса. Кроме нагрузки от шифера, действуют и значительные усилия снежного покрова. Особенно весной, когда снег впитывает много влаги. Если расчеты сделаны неправильно или во время строительства были допущены ошибки, но несущие элементы прогибаются, шифер трескается. |
Критические механические нагрузки |
Чаще всего шифер повреждается градом, иногда подрывается ураганными порывами ветра. Есть случаи, когда шифер дает трещины во время монтажа на крыше различных инженерных коммуникаций – покрытие не выдерживает вес монтажников. |
Естественные процессы старения |
Примерно через 20–30 лет на поверхности шифера начинают произрастать мхи. Их корневая система проникает внутрь материала и постепенно его разрушает. |
Низкая квалификация кровельщиков |
Если шиферные гвозди забиваются неправильно, то есть вероятность его растрескивания. Еще одна ошибка – гвозди не попадают в обрешетку, листы не зафиксированы по правилам, во время ветра они немного поднимаются и вибрируют. Такие движения также становятся причиной образования трещин. |
В зависимости от причины изменяется характер и размер трещины, при выборе материалов и технологий ремонта нужно учитывать эти факторы.
Чем быстрее будут устранены протечки, тем меньше негативных последствий придется в дальнейшем ликвидировать. В статье мы рассмотрим несколько самых простых и довольно эффективных способов ремонта шиферной крыши.
Важно. Ремонт крыши делается на большой высоте, никогда не нарушайте правила техники безопасности, не работайте без страховки и специальных приспособлений.
Если нужно ремонтировать очень старый шифер, то ходить по нему в обуви с твердой подошвой запрещается, листы уже не могут выдерживать такие нагрузки. Нужно заготовить специальную лестницу или площадку, в противном случае вместо ремонта одной протечки можно испортить несколько листов. Иногда они уже не поддаются ремонту, приходится полностью менять. Но здесь возникнет проблема. Стандарты шиферных листов за последние десятилетия претерпели существенные изменения, подобрать новый шифер с такими же линейными размерами и параметрами волн почти невозможно.
Причины возникновения трещин и дыр в шифере
Для того чтобы правильно выбрать способ ремонта повреждения, прежде всего нужно разобраться в причинах и условиях возникновения трещины или дыры. Это поможет заделать трещины в шифере на крыше так, чтобы проблема через короткий промежуток времени не появилась вновь.
Шифер справедливо считается очень капризным, ломким и даже хрупким материалом, поэтому причин для образования трещин существует достаточно много:
- Технологический брак, такой шифер еще называют пересушенным. Из-за того, что в процессе изготовления листа гидратация цементной основы проходила в условиях недостатка влаги, материал получился слишком хрупким. Такой шифер легко трескается даже под небольшой нагрузкой, это брак, и ремонт его не имеет смысла;
- Неправильная укладка шифера. В этом случае часть волны листа оказывается на крыше без опоры на рейку. Трещина может появиться, если неаккуратно наступить на шифер или уронить тяжелый инструмент;
- Неграмотная установка крепежа. Если при монтаже шиферной кровли гвозди бьются в сухой лист без сверловки отверстия, то может образоваться очень длинная и опасная трещина, и даже небольшая дыра;
- Неумелая порезка шиферного листа. Самой сложной операцией при раскройке материала считается выполнение отверстия под трубу, особенно в ситуации, когда резать приходится близко к краю или последней волне. Заделать дыру в шифере от трубы можно лишь установкой двойной латки.
Понятно, что предельно аккуратное обращение с шиферным листом уменьшает риск образования трещин, но полностью избежать угрозы накола дыр в шифере не удается. Шифер хорошо держит статическую нагрузку, но может запросто расколоться от удара оброненного электромолотка или шуруповерта.
Будет полезным даже легонько простучать резиновым молотком по листу. Если есть дефект или скрытая трещина, то по низкому звуку вполне возможно определить ее месторасположение. Такой лист отправляют на латки, это проще, чем уложить его на крышу, или через пару лет искать способ, как выполнить ремонт или заделать протечку в кровле.
Спасает то, что шифер низкого качества, с возможными трещинами, виден невооруженным глазом. Обычно кровельщики не рекомендуют даже поднимать на крышу материал с неровно обломанными, а не отрезанными краями, пятнистой или сильно запыленной поверхностью. Ремонт несортового шифера — дело неблагодарное.
Подводим итоги
Как видите, существует достаточно много способов, как и чем заделать трещину в шифере на крыше. Есть и ещё несколько, но ими можно ремонтировать мелкие дефекты. Просто обозначим их:
- мел с олифой;
- цемент с асбестом.
Но, как показывает практика современных домашних мастеров, всё чаще для ремонта шифера своими руками они используют современные материалы. Поэтому когда перед ними встаёт вопрос, чем заклеить шифер на крыше, они выбирают битумные мастики и еврорубероид. Технология ремонта проста, не требует особых знаний и навыков, но по показателям прочности, надёжности и водонепроницаемости лучше её нет.
Почему трескается шифер и как это предотвратить?
Итак, для начала давайте разберемся, с каким конкретно видом шифера нам придется иметь дело. Он выпускается двух видов по типу используемого сырья: натуральный (из сланца) и искусственный (из асбеста). При этом многие полагают, что как раз натуральный шифер трещинами не покрывается и в ремонте не нуждается. Спешим вас разочаровать.
Дело в том, что сланец, который сегодня кладут на кровлю, делится на два вида: кровельный и некровельный. При этом все цветные сланцы, а именно зеленоватые и коричневатые относятся как раз к некровельным, и ввиду их хрупкости использовать такие на крыше не рекомендуется. Если в погоне за необычной кровлей вы все-таки решили положить их на крышу, мастер должен обязательно простучать каждую плитку на предмет микротрещин.
Правда, в таком случае без большого количества отходов не обойтись, поэтому не все стремятся к такой перестраховке. И потом скрытые микротрещины дают о себе знать при первом же переходе через 0°С: трещина расширяется и сама плитка раскалывается. Чем-нибудь ее потом заклеивать неэстетично, а потому просто приходится менять отдельные элементы.
Кровельный сланец отличается более плотной структурой, до 2780 кг/м
3
. Он удобен в обработке, а его глубокий черный и темно-серый цвет легко вписываются в любой дизайн дома. Правда, запасы этого сланца по всем мире, кроме Испании, почти истощены.
С искусственной асбестовой кровлей все куда сложнее. Думаем, вам будет полезно узнать, по каким причинам довольно крепкая на вид шиферная крыша способна стать хрупкой. Вот самые часто встречающиеся из них:
- Довольно часто проблемы возникают в районе неправильно установленной ендовы. Именно она подвержена растрескиванию, и в этом нередко виновата неграмотная очистка от мусора.
- Бывает, что шиферные листы случайно сдвигают с места и надломы появляются именно в местах прохождения крепежных элементов. Разрушению листов также способствует отсутствие примыканий в местах прохождения антенн через кровельное покрытие.
- Шифер не любит, когда по нему ходят или на него падают предметы.
- Иногда микротрещины возникают из-за резкого перепада температур, но с этим ничего не поделать.
- Раскалывают лист и крепежные элементы, если их использовать неправильно.
- Самый опасный момент – это разрушение стропильной системы, которое приводит к местным прогибам кровельных листов. Но шифер, в отличие от большинства других видов кровельных покрытий, не обладает нужной эластичностью и плохо переносит динамические нагрузки.
Отдельно отметим и такой досадный момент, как элементарное старение шифера. Конечно, это покрытие в общей сложности хорошо противостоит ультрафиолету и сырости, но с годами все-таки становится более хрупким и при небольших механических повреждениях теряет свою прочность.
Итак, обнаружили трещину? В первую очередь вам необходимо грамотно осмотреть всю шиферную кровлю. Сначала обратите внимание на состояние шиферных листов, есть ли на них сколы, сквозные отверстия и трещины. Далее осмотрите крепежные элементы: гвозди или шурупы. Также отметьте наличие мусора и мха в волнах шифера.
Посмотрите также, насколько плотно прилегают основные элементы кровли к обрешетке, удовлетворительно ли состояние компенсационных швов. И не появились ли механические повреждения в тех местах, где были установлены новые элементы? Все это необходимо, ведь обычно первые трещины появляются не просто так, и если не найти настоящую причину деформаций, кровля продолжит разрушаться.
Итак, если причина обнаружена и устранена, тогда можно спокойно переходить к починке поврежденного листа.
Методы выявления дефектов шифера
В отличие от крупных дыр визуально определить мелкие отверстия или трещины на поверхности этого кровельного материала достаточно трудно, если сравнивать с тем же профнастилом, но контролировать срок эксплуатации все же требуется, ввиду чего необходимо выполнять периодический осмотр уложенного на крыше шифера, обращая внимание на определенный нюанс.
Одним из признаков повреждений у крыши является наличие запаха влаги на чердаке. Если он ощущается, то нарушение целостности шифера все же есть. Этот эффект возникает из-за небольших трещин в листах, через которые вода из выпавших снаружи здания осадков проникает на стропила и теплоизоляционный материал. В итоге утеплитель и выполненные из древесины элементы наполняются влагой, что приводит к их порче, после чего появляется потребность в проведении ремонта.
Для выявления дефекта на начальной стадии нужно осуществлять осмотр чердачного помещения после каждого прошедшего дождя для проверки состояния крыши.
Как заделать дырку в шифере на крыше
Для того чтобы выполнить качественный ремонт шифера, не снимая лист с крыши, можно использовать самые простые предметы и вещи, которые можно найти практически в любом гараже автолюбителя. Для того чтобы заделать дыру в крыше дачного домика, потребуется:
- Ручной коловорот с тонким сверлом 4-5 мм;
- Тонкая медная или отожженная стальная проволока диаметром 2 мм;
- Литр бензина;
- Остатки битумного полотна, смолы или кусок сырой резины из автоаптечки;
- Молоток, зубило и десяток гвоздей;
- Масляная краска.
Прежде чем приступать к ремонту крыши, нужно приготовить резиново-битумный клей. Для этого битум и резину растворяем в бензине для получения вязкой клеевой массы.
Совет! Дыру на крыше из шифера можно элементарно зашить проволокой, но предварительно для ремонта потребуется вырезать заплату. Это может быть кусок шифера или, на крайний случай, любой материал волнообразного профиля.
Для того чтобы закрепить заплату над дырой, потребуется просверлить 10-12 тонких отверстий по контуру накладки и поврежденного места на шифере. Далее продеваем проволоку и заливаем самодельный резиновый клей, чтобы заделать щели на крыше. Через сутки нужно замазать точки сверловки битумно-резиновой массой, обязательно с наружной стороны покрытия крыши.
Иногда мастера пытаются проверить качество ремонта дыры проливом воды на заплату. Если латка приклеена надежно, то протечка будет минимальной. Таким способом не получится заделать шифер крыши «наглухо», всегда останется пара мелких дырочек. Их положение определяют по каплям воды. Чтобы заделать прорехи, нужно покрыть краской полностью всю заплату.
Ремонтировать трещину на шифере намного проще:
- Предварительно просверливают отверстия на концах трещины. Это позволяет ограничить распространение и увеличение повреждения;
- Зубилом и молотком расширяют линию трещины на пару миллиметров, после чего заливают битумно-резиновый клей и закрывают полоской полиэтиленовой пленки.
Такой ремонт обеспечит шиферу еще несколько лет жизни на крыше дачи. Разумеется, это всего лишь временная мера, и заменить профессиональный ремонт она не сможет.
Холодная сварка трещин
Этот способ подходит только для герметизации узких трещин на поверхности шиферного листа. Большие дыры надо заклеивать рулонными материалами. Для герметизации используется холодная сварка на битумной основе. Этот современный инновационный материал характеризуется отличными эксплуатационными показателями. После застывания становиться в меру твердым и пластичным, что позволяет ему без проблем компенсировать тепловые расширения трещин и при этом не терять показатели герметичности.
Холодная сварка проста в использовании, не требует специальных навыков, имеет высокие показатели адгезии со всеми строительными материалами. Шов не боится перепадов температур, прямого контакта с водой и ультрафиолетового облучения. Что касается стоимости, то она доступна всем потребителям. Тем более что расход сварки незначителен, а время хранения длительное. Использовать сварку можно в любой момент и не только для ремонта шиферной крыши. Профессионалы настоятельно рекомендуют всегда иметь дома холодную сварку, она поможет устранить многие строительные погрешности.
Холодная сварка «Скол» производства «Ремпласт»
Как ремонтировать шифер сваркой? Как и всегда, надо тщательно очистить поверхности. Только в случае со сваркой есть свои особенности. Очищать нужно не только поверхность листов, но и саму трещину. Очень желательно убрать все мельчайшие осколки, пыль и грязь. Чем чище плоскость растрескивания, тем надежнее будет герметизации протечки.
Практический совет. Возьмите с собой на крышу бутылку с водой. Дело в том, что для подготовки сварки к использованию надо ее разминать и прогревать руками. Если ладони не смачивать водой, то битум будет к ним приклеиваться, что намного усложнит работы. Как только руки немного подсыхают, сразу немного смачивайте их водой.
Понадобится холодная сварка, кисть и бутылка с водой
Шаг 1. Найдите трещину и очистите ее от пыли. Главное внимание нужно уделять самой трещине, но и по периметру следует подготовить чистую полосу шириной примерно один сантиметр.
Убрать пыль можно кистью
Шаг 2. Разомните сварку руками, она должна стать мягкой. В зависимости от усердия на разминание уйдет 3–5 минут.
Материал удобно разминать двумя руками
Шаг 3. Скатайте из сварки тонкую колбаску. Диаметр колбаски должен немного превышать ширину трещины. Не подготавливайте сразу большое количество материала, он не должен остывать до момента наложения заплатки.
Шаг 4. Очень плотно вдавливайте колбаску в трещину. Если у вас есть помощник – отлично. Пусть он с обратной стороны крыши придерживает появляющуюся из щели сварку, это поможет с максимальной плотностью заполнить все мельчайшие поры. Чем больше будет площадь контакта сварки с поверхностью трещины, тем надежнее герметизация.
Сварку нужно вдавливать в трещину
Шаг 5. По мере наполнения щели мастикой размазывайте излишки тонким слоем по краям трещины. Одновременно формируйте небольшой бугорок для отвода потока воды. Чем меньше воды будет попадать на трещину, тем надежнее крыша. Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином – не спешить и не забывать периодически подогревать застывший материал.
Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином
Практический совет. Выбирайте для ремонта сухую и теплую погоду. Если шифер теплый на ощупь – отлично, качество адгезии значительно увеличится.
Применение для ремонта шиферной крыши холодной сварки – самый быстрый, простой и надежный метод. Как показывает практика, герметичность сохраняется на протяжении 5–6 лет.
Трещина после ремонта
Ремонт шиферной крыши при помощи мягкого рулонного покрытия
Это один из самых простых и надежных способов восстановления герметичности шиферной крыши. Современные кровельные рулонные материалы изготавливаются на основе модифицированного битума, который не боится не только перепадов температур от плюсовых к минусовым, но и очень устойчив к жесткому ультрафиолетовому облучению. А именно оно является главным врагом битума, под воздействием УФ-лучей он теряет пластичность, трескается и дает протечки. Модифицированный битум не изменяет первоначальных характеристик в течение двадцати лет, этого времени вполне достаточно для отремонтированной шиферной кровли.
Техноэласт ТЕРМО
Для проведения работ надо иметь кусок мягкой кровли соответствующего размера, газовый баллончик с горелкой и острый монтажный нож.
Практический совет. Трещины бывают в верхней и нижней части шиферной волны. Если они в верхней части, то можно не ремонтировать, протечек из-за них нет. Наоборот, во время ремонта можно еще больше повредить листы.
Шаг 1. Очистите прилегающую к повреждениям поверхность шифера от пыли и грязи. Рекомендуется пользоваться металлической щеткой, она уберет тонкий верхний слой шифера. Этот тонкий слой уже начал терять прочность, лучше его удалить, заплатка будет намного крепче держаться.
Предварительно нужно очистить шифер
Шаг 2. С учетом размеров проблемного места отрежьте кусок мягкой кровли. Конкретная марка не имеет значения, в настоящее время отечественные производители кровельных материалов используют импортный битум, а это гарантирует высокое качество. Размер заплатки должен примерно на пять сантиметров превышать параметры дырки.
Заплатка. Материал «Техноэласт» от «Технониколь»
Шаг 3. Разогрейте горелкой шифер вокруг пробоины, это улучшит адгезию материалов и удалит влагу.
Разогрев шифера
Шаг 4. Нагрейте мягкую кровлю. Греть надо до тех пор, пока битум не станет жидким по всей поверхности. Важно не перегревать его, из-за очень высокой температуры он может закипеть или воспламениться.
Прогрев наплавляемого материала
Шаг 5. Быстро уложите заплатку на свое место и сильно прижмите. Прижимать можно руками, но обязательно в рукавицах.
Заплатку прижимают к шиферу
Попробуйте его на отрыв, если приклеивание слабое, то приподнимите край и повторно грейте заплатку и шифер, по мере готовности прижимайте.
Повторный нагрев при необходимости
Важно. Самое большое внимание уделяйте месту примыкания верхней части заплатки, именно здесь могут появляться повторные протечки. Не спешите, работайте очень внимательно и аккуратно.
Мягкая кровля должна точно повторять рельеф поверхности листов. Они имеют небольшие желобки, битум должен заполнить их по всей глубине. Если температура нагрева правильная, то по периметру заплатки должен немного выдавливаться битум. Такая заплатка может стоять несколько лет, точное время зависит от вашего профессионализма.
Заплатка на шиферной крыше
Цены на различные виды газовых горелок и паяльных ламп
Газовые горелки и паяльные лампы
Ремонт шифера — чем заделать трещину в шифере на крыше
Если все-таки возникла необходимость в ремонте шифера, появилась трещина или щель, есть много способов ремонта.
Итак, как заделать дырку в шифере на крыше:
- Первый способ: для заделывания трещин можно сделать специальный раствор, в его состав входит асбест, цемент, вода и клей ПВА. Вода и клей в соответствии 1:1, асбест и цемент 3:1. Размешать до пастообразной консистенции и нанести на трещину (предварительно трещину следует законопатить).
- Второй способ: Можно использовать монтажную пену для задувания трещин. После того как пена затвердеет, лишнюю пену необходимо срезать, а по верху срез намазать герметиком и слоем кровельной мастики для гидроизоляции.
- Третий способ: Алюминиевая фольга часто используется в качестве материала для заделывания трещин в шифере. Фольга складывается в несколько слоев, промазывается кровельным герметиком и прикладывается к области, которая повреждена.
- Четвертый способ: Можно использовать специальную силиконовую пасту, но очень важно, чтобы поверхность была чистая, сухая и обезжиренная. После нанесения необходимо дождаться полного высыхания. Только при таких условиях будет гидроизоляционный эффект от нанесения.
- Пятый способ: В продаже есть готовые смеси-шпатлевки, которые также используют для замазывания трещин и швов и стоит она дешевле силиконовой пасты. Для этого достаточно купить готовый состав. Поверхность также должна быть чистая, сухая и обезжиренная. Перед нанесением ремонтируемую поверхность нужно прогрунтовать обычной ремонтной грунтовкой. После нанесения подождать высыхания около шести часов, и при необходимости нанести еще несколько слоев смеси.
- Шестой способ: Применяется также бутилкаучуковая лента. С ней легко работать, ведь ее поверхность сделана из нетканного материала, что хорош при необходимости окрашивания в дальнейшем. Она приклеивается практически к любому виду поверхности, хорошо выдерживает перепады температур и переносит негативное действие погодных условий.
- Седьмой способ: Способ замазывания швов горячим битумом. Битум очень простой в применении. Для замазки необходимо взять кусок битума, разогреть на костре в специальной посуде, осторожно помешивая до 160 градусов. В этом состоянии его можно залить в щели.
- Восьмой способ: Из проверенных народных методов самый лучший — это мел с олифой. Смешиваем, замазываем трещины, после высыхания красим масляной краской. Готово!
Ремонт каучуковой лентой
Ремонт битумной мастикой
ВАЖНО!
Если же все перечисленные способы вам не помогли, или площадь, нуждающаяся в ремонте слишком велика, необходимо задуматься о замене листа или всего кровельного материала.
Чтобы заменить один лист шифера, необходимо:
- Открутить крепежи, которые удерживают лист.
- Сначала достаем поврежденный лист из-под соседнего листа, под него кладем брусок, который будет его временно удерживать.
- Далее крепим новый лист в специально подготовленные отверстия.
Когда замена одного или нескольких листов не решает проблему, или шифер слишком износился, то шиферное покрытие меняют полностью. Для повышения прочности абестоцементный шифер красят масляной краской.
Используют любую масляную краску, при этом можно покрывать как старые листы, так и новые. Краска, которой покрывается шифер, должна быть достаточно жидкая, чтобы ложиться тонким слоем и хорошо впитываться. При необходимости ее можно развести растворителем.
Для качественного ремонта обязательно очистите поверхность и обезжирьте ее. Грунтовка способствует хорошей сцепке материала, поэтому не стоит пренебреать данным этапом. Соблюдение этих простых советов поможет гарантировать долговечность произведенного ремонта.
Ремонт шифера пенопластом
Сразу скажем, что это не самый лучший способ ремонтировать шиферное покрытие, но его можно использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам купить промышленные материалы невозможно или невыгодно. Материал для заклеивания трещин приготавливается самостоятельно из бензина и пенопласта.
- Разрежьте пластиковую пятилитровую бутылку пополам. Для приготовления клея понадобится нижняя часть.
- Налейте в подготовленную емкость бензин. Много не надо, для клея на 10–15 заплаток небольшого размера достаточно 100 мл бензина. Работайте очень осторожно, желательно на открытом воздухе. Не забывайте правила противопожарной безопасности, не дышите испарениями бензина и пенопласта.
Налейте в подготовленную емкость бензин
- Найдите использованную пенопластовую упаковку, отламывайте от нее небольшие кусочки и постепенно растворяйте их в бензине. Нужно иметь в виду, что понадобится довольного много пенопласта, на 100 мл бензина потребуется примерно 500 г пенопласта. Постоянно перемешивайте компоненты, добивайтесь равномерной консистенции. Готовый клей по вязкости должен напоминать жирную сметану. Следите, чтобы пенопласт растворялся полностью, не оставляйте мелких комочков.
Отламывайте от пенопласта кусочки и постепенно растворяйте их в бензине
Консистенция клея
Важно. Клей очень быстро высыхает, работать нужно в темпе. Перед изготовлением клея желательно найти протечки и предварительно очистить их от пыли и грязи. Если их много, то рекомендуется обозначить проблемные места мелом.
Заплатка делается следующим способом.
Шаг 1. Палочкой или небольшим шпателем нанесите клей на трещину и максимально сильно вдавите его во все углубления.
Нанесение клея шпателем
Клей можно наносить методом налива
Шаг 2. Выровняйте слой клея, обратите внимание, чтобы по периметру дырки не осталось сухих поверхностей.
Шаг 3. Положите на клей кусочек оцинкованной тонколистовой стали соответствующего размера и вдавите в клей.
Установка заплатки
При необходимости подвинуть заплатку можно молотком или палкой
Закрывать щель необязательно металлическими заплатками, можно применять иные материалы. Главное, чтобы они не боялись влаги, не растворялись в бензине и были устойчивыми к УФ-лучам. Но использовать их необходимо. Дело в том, что пенопласт очень негативно реагирует на ультрафиолетовые лучи, без такой защиты заплатки потрескаются уже на следующий год, придется опять ремонтировать крышу. А это лишние потери времени и нервов.
На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея, за счет этого дополнительно повысится прочность адгезии.
На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея
Чем нельзя ремонтировать шиферную крышу
Покрытие из асбестоцементного листа является крайне чувствительным к перепаду температур, поэтому для заделки трещин не используют высокотемпературные расплавы на основе церезина, смолы и базальтового порошка. Эти материалы применяются для ремонта трещин в бетонных крышах, для заделки дыр и стыков на панелях и плитах.
Немало проблем возникает с заклейкой повреждений эпоксидным компаундом и чистой смолой. При низких температурах в сильный мороз материалы покрываются трещинами и постепенно вылущиваются из шва.
Обнаружение дефектов покрытия
Небольшие зоны повреждения шифера без пристального рассмотрения обнаружить довольно трудно. Этот материал пористый, шероховатый, поэтому микроотверстия и трещинки почти не различимы глазом. Некоторые «симптомы» дадут понять, что в скором будущем придется производить ремонт шифера:
- есть мелкие протечки воды, например, мокрые пятна по углам, на стенах;
- имеется запах сырости в доме, стала появляться плесень;
- течь внешне заметна при осмотре чердака, особенно во время сырой погоды;
- на шифере изнутри появляются темные пятна от влаги.
Нередко повреждаются, обламываются края шифера в области карнизов. Трещины на них обнаружить проще, ведь они могут быть заметны даже снизу. При разрастании мха также надо быть готовым к тому, что шифер под ним ослабел и может иметь повреждения. Сложнее всего выявить дырки на гребнях волн или в самых низких точках. Исключение составляют только места крепежа шиферных гвоздей, от которых нередко расходятся трещины.
Основные причины появления дефектов
У асбестового шифера длительный срок службы, но со временем под действием погодных условий он теряет свои защитные свойства. Причинами выхода из строя могут быть неправильная укладка кровельного материала, хождение по шиферу, неправильная транспортировка и т.д.
Далее рассмотрим виды повреждений асбестового шифера и причины их возникновения.
1) Повреждения, полученные при транспортировке материала. На шифере появляются мелкие трещины и сколы, которые могут оказаться незамеченными в момент монтажа.
Казалось бы, такие мелкие изъяны не должны доставить хлопот. Но через некоторое время такие трещины могут вызвать появление серьезных повреждений.
2) Повреждения, возникшие в момент укладки листов. Небольшие трещины, возникшие в результате сильного давления гвоздей при выполнении монтажа могут вызвать крупные повреждения.
Это может привести к необходимости полной замены покрытия крыши. Со временем мелкие трещины становятся все больше и перерастают в отверстия. В местах крепежа отламываются куски шифера.
3) Неправильно просверленные отверстия для крепежных элементов также могут стать причиной появления трещин в материале.
Согласно технологии диаметр отверстия должен быть больше диаметра гвоздя, но это правило часто забывают, в результате чего спустя некоторое время на шифере могут появиться сколы и длинные трещины.
4) Также может произойти растрескивание шиферного листа из-за перепадов температуры. Асбестовый шифер хорошо впитывает воду и когда наступает резкое похолодание до минусовой температуры он становится хрупким.
Даже несильный удар по шиферному листу может привести к тому, что он развалится на части. Поэтому желательно весной проверять кровлю и заменять поврежденные листы на новые.
5) Еще одной причиной появления дефектов может быть неосторожное перемещение по кровельному покрытию. Со временем на кровельном покрытии могут появиться лишайники и мох и если их не удалять, то шифер может потерять свои защитные свойства
Со временем на кровельном покрытии могут появиться лишайники и мох и если их не удалять, то шифер может потерять свои защитные свойства.
Причины разрушения шиферных листов
Асбестоцементный шифер — довольно хрупкий материал, и он часто
повреждается при ударных нагрузках.
Часто возникают проблемы именно из-за не правильного крепежа, поэтому при установке очень важно соблюдать технику монтажа. Не следует пробивать листы гвоздями, а перед установкой нужно просверлить его в местах крепления.
Когда обрешетка выполнена грамотно — нет провисания и соблюден шаг обрешетки, тогда кровля будет служить долгие годы.
При эксплуатации шифер подвергается постоянному воздействию негативных факторов окружающей среды, что сказывается на состоянии кровли не лучшим образом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Основные причины разрушения шифера при эксплуатации — это провисание от тяжелых снеговых масс. Также негативным фактором является застаивающаяся дождевая вода, падающие на кровлю ветки.
В следствии этого появляются микротрещины, которые в дальнейшем приводят к разрушению покрытия. Также шифер могут испортить растущие на нем мхи лишайники, они выделяют кислотосодержащие вещества, разрушающие его.
Замена листов
Если на кровле много повреждений и трещин, использование разнообразных герметиков, мастик или замазок не остановит разрушение кровельного покрытия. Ей потребуется капитальный ремонт, то есть замена части листов шифера. Чтобы выполнить эту задачу своими руками, нужно обзавестись 1-2 помощниками, так как из-за большого веса асбестоцемента, в одиночку справится очень трудно. Замену выполняют по следующей схеме:
Важно! Чтобы не доводить дело до дорогостоящей реконструкции, выполняют профилактику и ежесезонное обслуживание шиферной кровли. Поверхность очищают от загрязнений, мха с помощью болгарки с шлифовальной насадкой или металлической щетки, обрабатывают грунтовкой и наносят 1-2 слоя краски. Эта мера усиливает гидробарьер асбестоцемента, упрочивает структуру и предотвращает распространение мхов, а также лишайников.
Соблюдение правильной технологии монтажа, ежесезонный осмотр, профилактические мероприятия продлевают срок эксплуатации крыш из шифера. При внимательном уходе, судя по опыту строителей, они могут в два раза «пережить» гарантированный производителем период службы.
Защита шифера от дальнейших разрушений
Нередко на кровле из шифера трещины и другие повреждения формируются регулярно. Постоянно ставить заплатки или проводить ремонт иным способом сложно и накладно. Есть эффективный вариант решения проблемы. Нужно действовать по такому алгоритму:
- С крыши удаляют мох, если он есть, очищают от плесени. Поверхность промывают или смахивают загрязнения веником.
- Наносят на шиферное основание специальную грунтовку, дают ей высохнуть.
- Покрывают крышу из шифера резиновой краской, которая заделает микроповреждения и создаст слой эластичной гидроизоляции.
Вместо резиновой краски можно применять ризолин — гибкий фольгированный самоклеящийся материал с основой из стеклоткани, который пропитан битумом и полимерами. Он дает кровле надежную гидроизоляцию, накрепко приклеивается к шиферу, повторяя его изгибы. Тем не менее, ризолин тоже не вечен, поэтому со временем стоит подумать над вопросом замены кровельного материала на более современный, пробоины в котором не образуются никогда, а срок службы составит много десятилетий.
Причины поломок
Шиферную крышу опытные строители считают долговечной, так как срок эксплуатации покрытия из асбестоцемента служит 15-20 лет. Она прекрасно противостоит проникновению влаги, не подвергается коррозии, гниению и является диэлектриком. Однако, даже на крыше из шифера со временем появляются следы интенсивной эксплуатации: трещины, сколы, незначительные деформации, пробоины. Ремонт кровли из асбестоцемента неизбежен ввиду следующих причин:
Важно! Шифер – хрупки материал, транспортировать, хранить который следует с осторожностью. При покупке обращайте внимание на целостность листов. Если на поверхности существуют мелкие трещины, материал нельзя использовать, так как он расколется от первого удара молотка.
Плюс асбестоцемента в том, что выполнить ремонт и даже заменить несколько поврежденных листов можно своими руками, не тратясь на профессиональных кровельщиков. Большинство проблем решается соблюдением технологии монтажа и профилактическими мерами защиты кровли.