Россия, Удмуртская Республика
Телефон:
+7 (982) 816-53-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Нескучный потолок: лепнина как декор и элемент дизайна

Преимущества и недостаткиОтделка гипсовой лепниной

    МонтажДекор лепниной из полиуретана

    Отделка потолков лепниной — достаточно распространенный вид ремонтно-декоративных работ. Как и знаменитые архитекторы прошлых веков, современные дизайнеры активно используют оригинальные лепные украшения для интерьерного оформления квартир и загородного жилья. Необычные потолочные розетки и плиточные кессоны, гирлянды и карнизы помогут преобразить любое помещение и придать ему особый шарм, изысканность и очарование.

    Виды лепнины для отделки потолка

    Для изготовления современного лепного декора применяется сырье природного и синтетического происхождения. В зависимости от исходного материала различают несколько видов лепнины — гипсовую, пенопластовую и полиуретановую. Рассмотрим их основные свойства и особенности.

    Гипсовая потолочная лепнина

    image Неоспоримое достоинство лепных декораций из натурального гипса — их экологическая чистота. В процессе эксплуатации изделия из этого природного осадочного материала не выделяют неприятные запахи и токсические вещества. Кроме того, гипсовая лепнина на потолке не поддается усадке и устойчива к возгораниям и механическим повреждениям. Стоит отметить, что по причине достаточно высокой стоимости многие отказываются от изделий из гипса в пользу полимерных. На практике же кажущаяся дороговизна натуральной лепнины оправдывается ее необычайной долговечностью и декоративной уникальностью.

    Гипсовый лепной декор обладает высокой гигроскопичностью, поэтому его лучше использовать для отделочных работ в жилых комнатах. На кухнях, в санузлах и прочих помещениях с высоким уровнем влажности целесообразнее применять лепнину из синтетического сырья — пенопласта либо полиуретана.

    Пенопластовая лепнина на потолок

    И еще один немаловажный момент: пенопластовые изделия относятся к легковоспламеняемым, поэтому в целях безопасности их устанавливают вдали от открытых источников искусственного освещения.

    Полиуретановая лепнина для потолка

    Технология нанесения краски

    Покраска потолка из гипсокартона

    Чем красить гипсокартон разобрались. Теперь несколько слов о том, как покрасить потолок из гипсокартона. Для нанесения краски на поверхность можно использовать специальный распылитель или малярный валик. Лучший результат достигается при использовании валика с длинным ворсом. Ни в коем случае не рекомендуется красить валиком из поролона, так как при его прижатии к подвесному потолку из гкл пузырьки воздуха выдавливаются в краску, и качество поверхности получается плохим. Не стоит красить и велюровым валиком, поскольку на него берется слишком мало краски, в результате – наличие непрокрашенных мест и пятна на потолке.

    Технология покраски гкл довольно проста, но требует сноровки, поскольку главный секрет красивого подвесного потолка заключается в скорости и равномерности нанесения краски.

    Покраска гкл начинается из угла, расположенного у окна. Полоса толщиной примерно 70-100 см наносится валиком от окна к противоположной стене. Следующую полосу наносят сразу же внахлест к первой (ширина накладывающегося один на другой слоя составляет примерно 10 см). И так пока не прокрасится весь потолок полностью. Краска в углы наносится широкой кистью.

    Красивый потолок из гипсокартона получится в том случае, если краска ляжет равномерным слоем. Для достижения этого необходимо следить, чтобы валик был полностью пропитан красящим составом. Поэтому валик в самом начале окунают в краску и прокатывают в специальной емкости или просто на ненужном куске гкл несколько раз, пока он не заполнится краской в полной мере. Эту операцию необходимо повторять каждый раз после того, как валик макают в краску.

    Как бы ни старался маляр (особенно, если ему недостает опыта), в некоторых местах он проходится валиком один раз, в других – несколько, поэтому здесь краска ложится плотнее и впоследствии выглядит темнее. Все плохо окрашенные участки важно выявить и прокрасить до того, как краска высохнет, в противном случае потолок будет в пятнах. Чтобы лучше видеть недостатки окраски ГКЛ, нужно смотреть на потолок при хорошем освещении под разными углами и при выявлении некачественно окрашенных мест тут же их исправлять.

    Окраска подвесного гипсокартонного потолка в комнате должна производиться в течение 15-20 мин. После чего потолок оставляют до полного высыхания, а затем прокрашивают еще раз. Краска для гкл импортных производителей наносится в 2 слоя, отечественных – в 3.

    Преимущества и недостатки отделки потолка лепниной

    К главным преимуществам декора потолка лепниной можно отнести следующие:

    • Эстетичный внешний вид . Лепной декор позволяет эффектно подчеркнуть индивидуальность любого интерьера. Наиболее популярными элементами потолочной лепнины считаются розетки под светильники, кессоны и молдинги. Зачастую вышеуказанные детали используются в моно-варианте, однако при желании их можно комбинировать для создания сложных интерьерных композиций и сюжетов.
    • Оптическая коррекция пропорций комнаты . Применение лепных элементов для декорирования потолка помогает выгодно акцентировать достоинства проектировки помещения и визуально изменить его пропорции.
    • Прочность и долговечность . При корректном выполнении монтажных работ и надлежащем уходе гипсовая лепнина на потолке будет радовать невероятной красотой не один десяток лет. Синтетические лепные изделия менее долговечны, обычно срок их службы колеблется в пределах 5-6 лет.
    • Практичность и функциональность . Используя элементы лепного декора, можно незаметно замаскировать погрешности потолочной поверхности и скрыть всю техническую «начинку» помещения — сетевые кабели, электропроводку, вентиляционные каналы и решетки.
    • Возможность ремонта поврежденных элементов . В случае необходимости дефектные фрагменты лепнины можно легко отреставрировать либо заменить новыми.

    Фото-идеи

    Очень часто лепные изделия используют при оформлении многоуровневых потолков

    Разрабатываются новые коллекции, как раз для использования в современных интерьерах

    Карниз и рамки — приемы классические, интерьер — современный арт-деко

    Даже с деревянными балками лепнина не конфликтует

    Примеры гипсовых панелей для декора стен (с выставки)

    Лепнина в интерьере большой и современной кухни тоже не кажется лишней

    Столовая традиционно оформляется лепниной

    Лепные украшения в спальне более чем уместны. Они добавляют мягкости и интимности в обстановку

    Яркая спальня украшены лепным декором

    Гипсовый ажур на потолке подчеркивается геометрическим узором на стенах

    Кухня-студия и лепнина…

    Оформление лепниной зеркал — классический прием

    Основной акцент на многоярусный карниз

    Сочетание классических и концептуальных элементов

    Отделка потолка гипсовой лепниной

    Самостоятельное изготовление и последующий монтаж гипсовых лепных фигур состоит из определенных поэтапных задач. Рассмотрим детальнее, как сделать лепнину на потолке из гипса своими руками на примере накладной розетки под люстру.

    Изготовление гипсовой лепнины для потолка

    Создание гипсового лепного декора — достаточно сложная и кропотливая работа, требующая последовательности, внимательности и аккуратности. Приступая к процессу изготовления лепнины в домашних условиях, рекомендуем ознакомиться со следующей инструкцией:

    1. Для отливки накладной гипсовой розетки можно использовать как фабричный силиконовый трафарет, так и самодельную форму. Для изготовления последней идеально подойдет скульптурный пластилин средней мягкости.
    2. Лепить пластилиновую заготовку необходимо согласно предварительному эскизу. При проработке схематичного рисунка следует учитывать общие габариты комнаты и размер потолочной люстры — в идеале диаметр декоративной розетки должен равняться диаметру подвесного светильника.
    3. Следующий этап работы — приготовление гипсовой смеси. Для этого в пластиковой емкости с высокими бортами соединяют сухой тонкодисперсный порошок с теплой водой в пропорции 10:7 (на каждые 10 частей гипса отмеряют 7 частей воды) и небольшим количеством ПВА. Добавление клея в гипсовый раствор значительно улучшает его пластичные свойства и предупреждает появление трещин на лепных изделиях.
    4. Полученную смесь энергично перемешивают мешалкой-мутовкой до образования однородной текучей массы. Следует помнить, что свежеприготовленный раствор сохраняет необходимую для литья консистенцию примерно 3-5 минут. Именно поэтому сразу по окончании замешивания приступают к процессу отливки.
    5. Перед непосредственной отливкой внутреннюю поверхность шаблонной заготовки тщательно смазывают техническим вазелином либо специальной разделительной жидкостью на основе силикона.
    6. Для придания изделию дополнительной прочности используют стекловолокно, медную либо пластиковую сетку. Армирующий материал укладывают в один слой в ходе непосредственной заливки формы гипсовой смесью.
    7. Наполняют полость подготовленной шаблонной емкости рабочим раствором быстро и максимально равномерно. Заполненную до необходимого уровня форму легонько встряхивают, а поверхность гипсовой смеси тщательно разглаживают широким шпателем.
    8. Процесс затвердевания отлитого гипсового изделия среднего размера занимает не более получаса. После этого его аккуратно извлекают из шаблонной формы и размещают на максимально ровной поверхности для просушки.
    9. Теперь лепной декор должен «акклиматизироваться» в течение 36-48 часов при стабильной температуре и влажности. Тщательно просушенную лепнину внимательно проверяют на наличие дефектов и погрешностей и зашкуривают мелкодисперсной наждачной бумагой.

    Важно, чтобы лепнина на потолок под люстру была выполнена в едином стиле с другими гипсовыми элементами и соответствовала общей интерьерной концепции. В противном случае даже самое продуманное украшение будет выглядеть «чужеродным пятном» и испортит визуальный облик помещения.

    Монтаж гипсовой лепнины на потолок своими руками

    • Перед началом монтажа потолочную поверхность следует выровнять при помощи штукатурной смеси либо шпаклевочного состава. По окончании просушки основание обрабатывают шлифовальной машиной и тщательно очищают от образовавшейся пыли.
    • Теперь необходимо определить место расположения гипсовой розетки. В помещениях правильной геометрической формы оно находится в точке пересечения диагоналей потолка. После этого нужно произвести разметку и «примерку» лепнины.
    • Далее рабочий участок потолка и обратную сторону декоративной фигуры смачивают теплой водой и обильно смазывают специальной монтажной смесью на основе гипса и ПВА. Обработанную клеем розетку прикладывают к потолочной поверхности и плотно прижимают руками. Излишки фиксирующей смеси убирают сухой чистой тканью.
    • Массивную лепнину для надежности дополнительно фиксируют саморезами. Оптимальный интервал между соседними крепежами — 15-20 см. Чтобы избежать проявления ржавых разводов на лепных элементах, «шляпки» шурупов покрывают белой краской.
    • По окончании монтажа выполняют так называемую доработку лепнины на потолке. Для этого все стыки и места креплений слегка увлажняют водой и покрывают тонким слоем свежеприготовленной гипсовой смеси.
    • Для устранения поверхностной шероховатости лепной декор следует обработать мелкозернистой шкуркой, очистить от пыли при помощи мягкой щетки и покрыть акриловой гидрофобизирующей грунтовкой.
    • Теперь потолочная розетка готова к финишной отделке. Это может быть окрашивание или тонировка, золочение или патинирование — все зависит от общего дизайна интерьера.

    Инструмент

    Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

    Инструменты для изготовления барельефов из гипса

    Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

    Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

    Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

    Работа с инструментом и уход за ним

    Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее